Размер шрифта
a
a
a
Цвет шрифта
c
c
c
Изображения
Черно белые
Показать
Скрыть
Интервал букв
Стандартный
Средний
Большой
Межстрочный интервал
Одинарный
Полуторный
Двойной
Выравнивание
По ширине
Отключить
Прослушать:
Для прослушивания выделите требуемый текст и нажмите Ctrl+Enter
Остановить чтение
Обычная версия сайта
logotype

«Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык»


         Работа областной «Интеллектуальной школы» в очном формате началась с погружения в гуманитарные науки. Первая смена посвящена углубленному изучению русского языка, литературы и истории.

         Сегодня наш рассказ - о занятиях по русскому языку. Ребята открыли для себя историю языка, узнали о сравнительном языкознании и о том, что все правила и исключения из них, порой не поддающиеся логике, имеют под собой серьёзные основания.

         Давать историко-лингвистический комментарий к современным написаниям русского языка школьники учились у Ксении Михайловны Богровой, кандидата филологических наук, доцента кафедры русского языка ВлГУ: «Сегодня мы комментировали современное написание: как можно с помощью этимологии, заимствований объяснить орфографию. Вчера исследовали современное состояние морфемной структуры и пытались найти исторические морфемы, понять этимологию. Завтра разберём историческую морфологию, посмотрим, какие следы древнего языка остались в современном языке. Такие занятия развивают логику, потому что между словами, которые с точки зрения современного языка никак не связаны, нужно найти что-то общее».

         Фонетические чередования в ракурсе этимологии ребята изучили вместе с Мариной Владимировной Артамоновой, кандидатом филологических наук, директором Педагогического института ВлГУ: «Мы займемся историческим комментированием, проанализируем, что древнерусский и старославянский языки оставили в наследство современному русскому языку. Будем читать на древнерусском, писать и переводить древнерусские тексты и пытаться понять их сакральные смыслы. Очень многие явления в современном языке имеют историческую основу, но увидеть её зачастую очень сложно, потому что мы не знаем эволюцию языка». Марина Владимировна пожелала участникам интеллектуальной школы «слушать внимательно, запоминать всё и наполнять свою интеллектуальную копилку».

         О том, почему школьнику так важно изучать родной язык, рассказал Владислав, ученик 9 класса гимназии № 35 г. Владимира: «Русский язык интересен своей образностью, хотя и достаточно сложен в изучении, так как имеет большое количество мелочей, тонкостей, в которых необходимо разбираться уважающему себя человеку. Совокупность всех этих сложностей меня и подкупает. Сегодня я узнал о видах чередования гласных в русском языке, углубленно познакомился с историческим сравнением русского языка, каким он был давно и каким является сейчас. Безусловно, в будущем эти знания мне пригодятся».

         Полина, ученица 9 класса гимназии № 17 г. Петушки, также поделилась своими мыслями: «Хочется больше узнать об истории родного языка и о том, как он развивался. Мне нравится изучать русский язык и нашу историю, они тесно связаны между собой. На занятии сегодня мы говорили о чередованиях гласных, их фонетических функциях, о разных исторических нюансах. Теперь, я думаю, мне будет легче изучать русский в школе и участвовать в олимпиадах».

         После занятий ребят ждала научно-популярная лекция «Язык есть исповедь народа…» от кандидата филологических наук, заместителя директора педагогического института ВлГУ Александра Сергеевича Малахова. Гость рассказал о значении языка в современном мире, о новых тенденциях в его развитии.

         Желаем всем участникам «Интеллектуальной школы» новых встреч и интересных открытий!



Возврат к списку