Размер шрифта
a
a
a
Цвет шрифта
c
c
c
Изображения
Черно белые
Показать
Скрыть
Интервал букв
Стандартный
Средний
Большой
Межстрочный интервал
Одинарный
Полуторный
Двойной
Выравнивание
По ширине
Отключить
Прослушать:
Для прослушивания выделите требуемый текст и нажмите Ctrl+Enter
Остановить чтение
Обычная версия сайта
logotype

Во Владимире состоялось совещание «Цифровая трансформация образования: региональные аспекты»

24 августа участниками совещания стали руководители и методисты муниципальных управлений образования, педагоги и специалисты по информационной безопасности образовательных организаций – в общей сложности около 150 человек.

Цель мероприятия – познакомиться с возможностями региональной цифровой образовательной среды, а также обменяться опытом преподавания в условиях цифровизации.

Перед началом заседания участникам было предложено ознакомиться с выставкой, где были представлены не только продукты ИТ-партнеров (ООО «Яндекс Учебник» АНО ВО «Университет Иннополис», ПАО «Ростелеком», ООО «РедСофт», ООО «РусБИТех-Астра», ООО «ИнфоЦентр» и др., ООО «Элтик» и др., но и опыт образовательных организаций региона в сфере создания цифровой образовательной среды средствами региональных АИС и оборудования, полученного в рамках нацпроекта «Образование» (Данутинская школа Киржачского района, Гавриловская школа Суздальского района, школа №41 г. Владимира, Рождественская школа Собинского р-на, Завалинская школа Кольчугинского района, школа №6 г. Кольчугино; школа № 14 г. Коврова, Вяткинская школа Судогодского района, школа № 4 г. Собинка, Воршинская школа Собинского района).

Лицей № 1 г.Мурома, Анопинская школа Гусь-Хрустального района, Яндекс.Лицей на базе школы № 2 г. Гусь-Хрустальный, ЦОПП Владимирской области на базе авиамеханического колледжа, IT-кубы г.Владимира и г.Коврова, детский технопарк «Кванториум-33», мобильный технопарк «Кванториум» продемонстрировали возможности образовательных организаций разного уровня в формировании цифровых компетенций у школьников.

Пленарное заседание открыло выступление начальника информационно-компьютерного отдела Департамента образования Виктории Власенко, которая напомнила, что цифровая трансформация образования – одна из стратегических целей, определенных президентом РФ. Ключевые составляющие этого понятия – доступность, безопасность, конфиденциальность, а также приоритет отечественных ИТ-технологий.

На сегодняшний день все школы Владимирской области обеспечены устойчивой связью для доступа в Интернет: городские школы – 100 Мб/сек, сельские – 50 Мб/сек. По словам Виктории Аркадьевны, дальнейшее поддержание качества связи – это уже в полной мере ответственность образовательных организаций. Обновление материально-технической базы, появление нового современного оборудования запланировано на 2023 год во всех учреждениях СПО и на 2024 год – во всех общеобразовательных организациях 33-его региона. В прошедшем учебном году 254 колледжа и школ обновили базу для внедрения цифровой образовательной среды.

Одна из составляющих цифровой образовательной среды – это информационные системы и ресурсы (их на данный момент 14). Спикер обратила внимание на одну из них – библиотеку инновационных педагогических практик. Теперь вся информация о профессиональных достижениях педагогов будет аккумулироваться там, эта же система станет источником информации для принятия решения о присвоении педагогам более высокой квалификационной категории.

Цифровая трансформация вводит понятие «цифровой зрелости» региона – это критерий, утвержденный правительством. Во Владимирской области цифровая зрелость сферы образования самая высокая - свыше 65%, по этому показателю она обгоняет даже госуправление, не говоря уже о общественном транспорте и здравоохранении.

Развивая тему цифровой образовательной среды в контексте уже восприятия её родителями детей, Виктория Власенко настраивала педагогов активнее взаимодействовать в этом направлении с родительской общественностью. Речь шла об опасениях взрослых по поводу замены традиционного образования удаленным.

- Эти опасения связаны с недостаточной информированностью. Вы как педагоги должны донести до родительской общественности, что процессы, связанные с цифровой трансформацией, направлены прежде всего на обеспечение условий для персонализированного обучения, индивидуальных траекторий. Они направлены на то, чтобы учителю освободить дополнительное время для работы с ребёнком, для очной работы. То есть это инструменты, которые позволят усилить традиционный учебный процесс, - заметила Виктория Аркадьевна.

Затем работа совещания продолжилась на секциях «Формирование стратегии цифровой трансформации», «Вопросы технического обеспечения цифровой трансформации образования», «Управление процессами цифровой трансформации», «Электронное обучение и дистанционное образование: инструменты, практики, возможности».

В числе участников секций были представители компаний, производящих и реализующих отечественный софт для образовательных организаций – Astra Linux и Ред Софт. У обеих выгодные (с финансовой точки зрения) предложения для школ и вузов. А в случае, если школа включает в учебные программы по информатике (или в программы допобразования) целенаправленное изучение этих программных продуктов на уроках, то комплекты лицензий передаются безвозмездно. Об этом говорили заместитель коммерческого директора компании Astra Linux Роман Борисов и менеджер отдела образования компании «РедСофт» Екатерина Тихомирова.

Основная наша задача – чтобы отрасль образования не встала, чтобы действующие лицензии могли заместиться на что-то реально российское, - сказал Роман Борисов.

Свою разработку на совещании представил университет Иннополис – речь идет об электронной экосистеме «Цифровой образовательный контент». По словам региональный менеджер по Северо-Западному федеральному округу университета Иннополис Виталия Ольшанова, «закрывая» такие важные критерии как «доля педагогов, использующих верифицированный образовательный контент», «доля учеников с бесплатным доступом к верифицированному контенту» и «доля заданий с автоматической проверкой», экосистема как ничто иное содействует цифровой зрелости региона.

Руководитель регионального развития образовательной платформы Яндекс Учебник Павел Концов рассказал о внедренной системе рекомендаций, которая позволит оперативно выяснить, в какой момент ребёнок перестал понимать материал, с каким навыком у него возникла сложность, и автоматически составить персональный план обучения. Система рекомендаций анализирует, как ребёнок выполняет задания, находит проблемные области и причины их появления, а также предлагает индивидуальные задания, которые помогают без стресса усвоить материал и развить необходимые навыки. Учитель может отслеживать усвоение навыков в личном кабинете и выдавать ученикам сгенерированные системой упражнения или корректировать их по своему усмотрению.

Дистанционное образование необходимо как элемент общего образовательного процесса, и оно таким и останется в ближайшие годы – так считают и организаторы, и участники совещания. Например, в сельских школах онлайн-мероприятия помогают объединять и мотивировать детей на получение новых знаний. Об этом на примере организации шахматных турниров рассказала учитель информатики Гавриловской средней школы Суздальского района Ольга Куликова.

Кстати, региональная система дистанционного обучения с технической точки зрения защищена – она размещается на региональных серверах. Для реализации образовательного процесса она оптимальна, считает методист ВИРО Нина Дубровина. Но система предъявляет повышенные требования к педагогу, которому важно не только уметь пользоваться средой, но также проектировать и разрабатывать дистанционный курс.

Один из выводов, прозвучавших на мероприятии, – цифровизация не цель, а инструмент, которым нужно уметь пользоваться. Современному педагогу как пользователю этой технологии надо обучаться. «Цифра» - инструмент сложный, с множеством рисков и угроз, но он не отменяет учителя. Даже наоборот – личности педагога придется особое внимание. Об этом говорят и компании-разработчики:

- Мы считаем что преподаватель и учитель очень важны для самого процесса обучения. Наша задача – ни в коем случае не заменить учителя, а дать ему инструмент, который позволит быстро собирать информацию о сложностях детей по навыкам и не тратить на это много времени. То есть больше уделять внимание индивидуальному подходу к каждому ребенку, - резюмировал руководитель образовательной платформы Яндекс Учебник Павел Концов.

 



Возврат к списку