Размер шрифта
a
a
a
Цвет шрифта
c
c
c
Изображения
Черно белые
Показать
Скрыть
Интервал букв
Стандартный
Средний
Большой
Межстрочный интервал
Одинарный
Полуторный
Двойной
Выравнивание
По ширине
Отключить
Прослушать:
Для прослушивания выделите требуемый текст и нажмите Ctrl+Enter
Остановить чтение
Обычная версия сайта
logotype

Владимирские школьники благодаря технопарку «Кванториум-33» знакомятся с фундаментальной наукой

         19 марта 2022 года детским технопарком «Кванториум-33» был организован выездной семинар-практикум для кванторианцев и школьников, который прошел на площадке Научно-исследовательского института ядерной физики МГУ. В мероприятии участвовали ученики 7-9 классов из МАОУ СОШ № 36, МАОУ СОШ № 37 и МБОУ СОШ № 38 г. Владимира, а также учащиеся детского технопарка «Кванториум-33».

         Такие мероприятия проходят уже пять лет, их задача – познакомить детей с современными физическими исследованиями и помочь им расширить горизонты и кругозор в том, что касается отечественной и мировой фундаментальной науки. Но, как говорят в университете (а практика работы со школьниками, в том числе московскими, там богатая), подобные активности вдобавок ко всему формируют у школьников целостную картину мира, что особенно важно в условиях недостаточного количества часов на преподавание физики в школе и отсутствия материальной базы для проведения наглядных физических экспериментов.

Такую лекцию о самых современных исследованиях и о перспективах в области физики микро- и макромира школьникам прочел заместитель заведующего отделением ядерной физики физического факультета МГУ Евгений Вадимович Широков. Он же провел экскурсию в лаборатории электронных ускорителей (их изготавливают непосредственно в институте), где ребята познакомились с основными направлениями «применения» исследований в области физики частиц.

         К примеру, дети с большим удивлением открыли для себя, что с помощью ускорителей осуществляется стерилизация как продуктов питания, так и зерновых культур – это нужно для обеззараживания и подготовки сырья к длительному хранению.

С помощью ускорителей можно определять степень сварки швов, особенно в условиях, когда требуется максимальное качество. Например, такая прецизионная точность нужна при строительстве реакторов для атомных станций.

Еще из открытий: с помощью ускорителей вполне можно превращать химические элементы друг в друга, то есть фактически они открывают возможность известных еще из истории алхимических опытов, в частности, по получению золота. Другое дело (и это тоже одно из открытий, сделанное детьми), что затраты энергии на подобное «волшебство» оказываются непомерными.

- Действительно, на первый взгляд, кажется, что для тех школьников, которые только начали или вот-вот начнут изучение таких предметов, как физика и химия, информация о таких разделах, как физика атомного ядра или физика частиц, кажется чрезвычайно сложной. Однако это только на первый взгляд. На самом деле, эти разделы сейчас составляют, без преувеличения, передний край науки, то есть то, о чём просто необходимо иметь представление. Ну, а кроме того, общее представление о подобных разделах уже сформировано и при правильном изложении вполне может быть понято школьниками такого возраста, - поделился потом лектор.

Затем школьники, разделившись на подгруппы, приняли участие в ядерном практикуме – выполняли задачи на определение изотопов химических элементов, подвергшихся различным видам радиоактивного распада, и подсчитывали количество частиц, которые попадают на Землю из космоса. Обычно такие задания (конечно, немного на другом уровне) выполняют студенты 2-3 курсов физического факультета МГУ. С детьми занимались аспиранты и преподаватели кафедры общей ядерной физики физического факультета. Каждый из школьников фактически прошел путь настоящего исследователя: погрузился в теорию, получил задание, а далее с помощью определённых методов исследования – результат. Такой алгоритм действует всегда безошибочно: дети, которые перед поездкой проходят предварительный отбор, всегда завершают этот день на позитиве, а потом у них еще долго остаются яркие положительные эмоции и впечатления.

– Лично мне очень всё понравилось, информация была доступна, всё было интересно, - поделилась учитель физики СОШ № 38 Ольга Гаврилова. – Преподаватели смогли заинтересовать, на вопрос отвечали простым языком. Дети в восторге. К сожалению, мы не можем в школе такие опыты показать, а здесь они сами всё попробовали в лабораториях, где получили знания на лекции. Заодно и с компьютером поработали.

Одним из результатов семинара можно считать тот факт, что ученица 7 класса СОШ № 37 (одна из участниц) приняла для себя решение стать ученым. Конечно, как всё в итоге сложится в её школьной жизни, сказать сложно, но тем не менее, девочка уже поняла и готова к тому, что наряду с физикой ей предстоит полюбить также и математику – это она вынесла из общения с преподавателями университета.


Возврат к списку