- проверять знания и понимание биологических понятий, способность оперировать ими для объяснения биологических процессов и явлений;
- усилить практико-ориентированную направленность содержания курса биологии путем включения вопросов практической деятельности человека в повседневной жизни, правил поведения в окружающей среде, здорового образа жизни, оказания первой помощи, требующие теоретического обоснования с позиций знаний курса биологии;
- при изучении биологических теорий необходимо обрисовывать целостные контуры содержания теории, четко определять, что именно и в какой последовательности изучать, рассматривать историю создания теории, путь научного познания , творческий поиск ученых, который привел к появлению в науке данной теории;
- включать работу с разнообразными рисунками, схемами, графиками, работу с текстом;
- использовать активные методы и формы работы в логике системно-деятельностного подхода, включать в урок систему учебных заданий, функционально ориентированных на формирование у школьников универсальных учебных действий, функциональной грамотности, развитие интеллектуальных и практических умений и навыков.
Необходимо обращать внимание на преемственность в реализации функционально-структурного и эколого-эволюционного подходов на уроках биологии при выполнении лабораторных и практических работ, экскурсий, проектной деятельности.
В тематическое планирование рабочей программы необходимо включить вопросы, которые вызывали затруднения участников итоговой аттестации 2021 года, и определить пути их решения через разные формы обучения: урок, факультатив, кружок, дополнительные занятия, дистанционные консультирование.
1.Диагностический этап — определения сформированности базового уровня знаний, умений, навыков школьника по предмету «биология», а также сформированность предметных и метапредметных универсальных учебных действий. Для этого необходимо предусмотреть наличие диагностической работы по предмету биология, включающей в себя базовый, повышенный и высокий уровень. Последующий анализ данной работы позволит определить уровень предметной подготовки учащихся, выявить область незнания и сконструировать индивидуальный образовательный маршрут, который позволит достигнуть максимально высоких результатов освоения предмета «биология».
2.Содержательный этап — непосредственная организация дифференцированного обучения по предмету «биология» на основании проведенной диагностики, который включает в себя следующие рекомендации по его организации:
- формировать групп подготовки к ЕГЭ по биологии в соответствии с выявленным уровнем предметной подготовки учащихся;
- выстраивать занятия в группах подготовки и на уроках таким образом, чтобы происходило формирование и развитие умений анализировать, оценивать, прогнозировать биологические процессы, умения применять теоретические знания на практике.
- включать широкий спектр учебно-методических материалов, прошедших соответствующую экспертизу ФИПИ и других государственных организаций;
- формировать банки заданий в соответствии с КИМ ЕГЭ разного уровня сложности;
- организовывать поэтапное освоение учащимися знаний, умений и навыков от простого к сложному в соответствии с кодификаторами и спецификаторами по биологии;
- проводить лабораторные и практические работы по биологии;
- уделять внимание формированию умений решать биологические задачи по генетике и цитологии разного уровня сложности;
3.Рефлексивно-оценочный этап обеспечивает оценку продвижения учащихся в подготовке к сдаче ЕГЭ по предмету «биология» для последующего контроля и коррекции индивидуального маршрута. Для организации этого этапа необходимо:
- сформировать банк промежуточных диагностических работ, включающих базовый, повышенный и высокий уровень;
- сформировать банк заданий разного уровня сложности для коррекции выявленных у учащихся затруднений, а также переход на следующий более высокий уровень освоения предметного содержания курса «биология»;
- запланировать индивидуальные консультации для устранения выявленных пробелов и дальнейшей работы по подготовке к ЕГЭ;
- формирование самооценочных умений у школьников, позволяющих самостоятельно оценивать и выстраивать свой образовательный маршрут.