Размер шрифта
a
a
a
Цвет шрифта
c
c
c
Изображения
Черно белые
Показать
Скрыть
Интервал букв
Стандартный
Средний
Большой
Межстрочный интервал
Одинарный
Полуторный
Двойной
Выравнивание
По ширине
Отключить
Прослушать:
Для прослушивания выделите требуемый текст и нажмите Ctrl+Enter
Остановить чтение
Обычная версия сайта
logotype

Рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания предмета в субъекте Российской Федерации на основе выявленных типичных затруднений и ошибок

4.1.1. …по совершенствованию преподавания учебного предмета всем обучающимся на основании выявления типичных затруднений и ошибок при выполнении участниками  заданий ЕГЭ по биологии педагогам необходимо совершенствовать методику преподавания по следующим направлениям:

- проверять знания и понимание биологических понятий, способность оперировать ими для объяснения биологических процессов и явлений;

- усилить практико-ориентированную направленность содержания курса биологии путем включения вопросов практической деятельности человека в повседневной жизни, правил поведения в окружающей среде, здорового образа жизни, оказания первой помощи, требующие теоретического обоснования с позиций знаний курса биологии;

- при изучении биологических теорий необходимо обрисовывать целостные контуры содержания теории, четко определять, что именно и в какой последовательности изучать, рассматривать историю создания теории, путь научного познания , творческий поиск ученых, который привел к появлению в науке данной теории;

- включать работу с разнообразными рисунками, схемами, графиками, работу с текстом;

- использовать активные методы и формы работы в логике системно-деятельностного подхода, включать в урок систему учебных заданий, функционально ориентированных на формирование у школьников универсальных учебных действий, функциональной грамотности, развитие интеллектуальных и практических умений и навыков.

Необходимо обращать внимание  на преемственность в реализации функционально-структурного и эколого-эволюционного подходов на уроках биологии при выполнении лабораторных и практических работ, экскурсий, проектной деятельности.

  В  тематическое планирование рабочей программы необходимо   включить вопросы, которые вызывали затруднения участников итоговой аттестации 2021 года, и определить пути их решения через разные формы обучения: урок, факультатив, кружок, дополнительные занятия, дистанционные консультирование.

4.1.2. …По организации дифференцированного обучения школьников с разными уровнями предметной подготовки необходимо опираться на этапы организации дифференцированного обучения, которые включают в себя:

1.Диагностический этап — определения  сформированности базового уровня знаний, умений, навыков школьника по предмету «биология», а также сформированность предметных и метапредметных универсальных учебных действий. Для этого необходимо предусмотреть наличие диагностической работы по предмету биология, включающей в себя базовый, повышенный и высокий уровень. Последующий анализ данной работы позволит определить уровень предметной подготовки учащихся, выявить область незнания и сконструировать индивидуальный образовательный маршрут, который позволит достигнуть максимально высоких результатов освоения предмета «биология».

2.Содержательный этап — непосредственная организация дифференцированного обучения по предмету «биология» на основании проведенной диагностики, который включает в себя следующие рекомендации по его организации:

- формировать групп подготовки к ЕГЭ по биологии в соответствии с выявленным уровнем предметной подготовки учащихся;

- выстраивать занятия  в группах подготовки и на уроках таким образом, чтобы происходило формирование и развитие умений анализировать, оценивать, прогнозировать биологические процессы, умения применять теоретические знания на практике.

-  включать широкий спектр учебно-методических материалов, прошедших соответствующую экспертизу ФИПИ и других государственных организаций;

- формировать банки заданий в соответствии с КИМ ЕГЭ разного уровня сложности;

- организовывать поэтапное освоение учащимися знаний, умений и навыков от простого к сложному в соответствии с кодификаторами и спецификаторами по биологии;

- проводить лабораторные и практические работы по биологии;

- уделять внимание формированию умений решать биологические задачи по генетике и цитологии разного уровня сложности;

3.Рефлексивно-оценочный этап  обеспечивает оценку продвижения учащихся в подготовке к сдаче ЕГЭ по предмету «биология» для последующего контроля и коррекции индивидуального маршрута. Для организации этого этапа необходимо:

- сформировать банк промежуточных диагностических работ, включающих базовый, повышенный и высокий уровень;

- сформировать банк заданий разного уровня сложности для коррекции выявленных у учащихся затруднений, а также переход на следующий более высокий уровень освоения предметного содержания курса «биология»;

- запланировать индивидуальные консультации для устранения выявленных пробелов и дальнейшей работы по подготовке к ЕГЭ;

- формирование самооценочных умений у школьников, позволяющих самостоятельно оценивать и выстраивать свой образовательный маршрут.