Размер шрифта
a
a
a
Цвет шрифта
c
c
c
Изображения
Черно белые
Показать
Скрыть
Интервал букв
Стандартный
Средний
Большой
Межстрочный интервал
Одинарный
Полуторный
Двойной
Выравнивание
По ширине
Отключить
Прослушать:
Для прослушивания выделите требуемый текст и нажмите Ctrl+Enter
Остановить чтение
Обычная версия сайта
logotype

С 17 января по 4 февраля 2022 года в России проходит ежегодная «Неделя памяти»

С.А. Курасов

 

Методические рекомендации по проведению занятий и событий по истории Холокоста в рамках Недели памяти -2022

 

С 17 января по 4 февраля 2022 года в России проходит ежегодная «Неделя памяти». Этот цикл мемориальных и образовательных мероприятий приурочен к Международному дню памяти жертв Холокоста 27 января и освобождению узников нацистского концлагеря «Аушвиц» (Освенцим)

Важнейшая цель акции – не допустить пересмотра итогов Второй мировой войны, заявить о недопустимости любых видов межнациональной ненависти и напомнить о решающей роли Красной армии в спасении евреев Европы.

Активных участников Недели памяти-2022 и просим направлять информацию о проведенных мероприятиях через сайт Центра «Холокост», заполнив форму ссылка: Неделя памяти – 2022 - Центр и Фонд «Холокост» (holocf.ru)

 

Международный день памяти жертв Холокоста ежегодно проводится в Российской Федерации в соответствии с решением Генеральной Ассамблеи ООН 27 января. Памятный день установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН  в 2005 году, когда ряд стран в том числе и России выступили с инициативой принятия этого документа.

Холокост (от англ. holocaust, из др.-греч. ὁλοκαύστος — всесожжение) — политика нацистов, их союзников и пособников по преследованию и уничтожению евреев в 1933-1945 гг. По материалам Нюрнбергского процесса, в Европе в период Холокоста было сожжено в газовых печах, расстреляно, повешено шесть миллионов евреев. По мнению Президента Российской Федерации В.В. Путина, «Таким преступлениям нет и не может быть срока давности. Им нет ни прощения, ни забвения. Любые попытки замолчать эти события, исказить, переписать историю недопустимы и безнравственны».

Холокост — это часть истории нашей страны. Около 2,8 миллионов евреев, уничтоженных нацистами, их союзниками и пособниками проживали на территории СССР в границах 1941 г., концлагерь Аушвиц (близ польского города Освенцим) освободили воины Красной армии. Тысячи людей прятали и спасали евреев на оккупированных территориях и получили звания «Праведники народов мира». Память о Холокосте необходима, чтобы мы и наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями. Таким образом, изучение истории Холокоста значимо для всех уровней образовательной практики. Этот материал обладает колоссальным нравственным потенциалом.

 

«Холокост – это вызов современной педагогике» А.Г. Асмолов

Проблема истории Холокоста заключается в разговоре с подростками о наиболее трудном понятии, которое заключается в «расчеловечивании», то есть дегуманизации, когда субъекта лишают человеческих черт. Причем это касается как нацистской политики, так и поведения самих преступников. Именно Холокост показывает переделы человеческого в отношении к таким же, как и ты людям.  

История Холокоста должна стать уроком и своеобразной прививкой от преступлений прошлого. Разговор о ней должен начинаться в подростковом возрасте, когда закладываются основные ценности и ориентиры в мире человеческих отношений. Вместе с тем ужас преступлений не должны стать психологический травмой для неокрепшей психики ребенка.

Основополагающей формой занятия должно стать образовательное событие - это специально разработанное мероприятие, которое эмоционально-чувственно переживается его участниками, оказывает позитивное воздействие на интеллектуальное и духовно-нравственное развитие учащихся, обогащает их социально-коммуникативный опыт установками на диалог, взаимодействие, культурное разнообразие, саморазвитие и т.п. [1].

Важными принципами образовательных событий должны выступать:

- гуманистически-ценностные установки на восприятие и оценки прошлого и современности, текстов культуры, целей и смыслов образования\ самообразования личности;

- уважение к культурному многообразию, взглядам и идеям, которые формируются и аргументируются участниками образовательного события;

- «диалог культур», открытый и доброжелательный обмен мнениями, эмоциями, суждениями;

- педагогическая поддержка развития креативного и критического мышления школьников, становления опыта взаимодействия, эмпатии, коммуникации и рефлексии;

- формат дискуссии (а не дебатов), где основным результатом «встречи» с текстом культуры и значимыми Другими является не «правильный вывод», а личностное обогащение всех и каждого в эмоционально-ценностном, коммуникативном, информационно-культурном и других аспектах духовно-нравственного становления личности и социальной общности (класса, школьного коллектива, творческой группы и т.п.).

Сначала педагог должен прояснить термин «Холокост» в соответствии с возрастными особенностями школьников. Слово «Холокост» взято из древнегреческого языка и в переводе на русский язык означает «всесожжение, уничтожение огнем». Оно используется в значении жесточайшего террора и насилия нацистов, направленных на уничтожение еврейского народа. Холокост – самая страшная форма геноцида, т.е. тотального уничтожения того или иного народа представителями другого народа (народов) по определяемым ими причинам и основаниям. Сами евреи употребляют другой термин – Шоа, который переводится как «катастрофа», «бедствие» и обозначает политику фашистов по целенаправленному уничтожению европейского еврейства. Этим понятием охватываются те представители еврейского народа, которые жили и сумели выжить в неимоверно сложных условиях на оккупированных территориях или погибли при массовых расстрелах, в лагерях, тюрьмах, гетто, убежищах и лесах, при попытке сопротивления, в качестве участников партизанского, подпольного движения, во время восстаний или при попытке к бегству, пересечении границы

Затем нужно рассмотреть некоторые факты из истории Холокоста на территории нашей страны или Европы, чтобы картина была исторически достоверной лучше опираться на воспоминания или документы.

В образовательном событии стоит уделить место высказываниям учащихся. Это может быть как дискуссия, так и обмен мнениями.

Обязательно завершение занятия стоит провести в духе утверждения гуманистических ценностей. Это могут быть истории спасения, где «Праведник народов мира» показывают, как доброта может преодолевать жестокие законы и общественные стереотипы, а также страх. Подвиг этих людей служит ориентиром в будущем диалоге культур. Наряду с историями можно акцентировать внимание на сохранение памяти о Холокосте в формах памятников, литературных произведений, фильмов, акциях, памятных дат. Открывая смысл этих форм исторической памяти, учащиеся пытаются ответить на вопрос, зачем нужно передать это трагическое прошлое будущим поколениям.   

Педагогу важно отразить отличительные черты Холокоста, выделяющие его среди других геноцидов и военных преступлений XX века. Согласно «Нюрнбергским законам», принятым в Германии в 1935 году, евреем признавался всякий, в ком текла «еврейская кровь». А значит, от преследований и последующего уничтожения еврея не спасали ни смена вероисповедания, ни полная ассимиляция, ни демонстрация политической лояльности, ни детский возраст, ни искреннее неведение о собственном еврейском происхождении. Беспрецедентность Холокоста состояла и в его экстерриториальном характере: преследование и уничтожение происходили не только в самом нацистском государстве, но и на присоединённых и оккупированных после начала Второй мировой войны территориях.

 

Временная перспектива в истории Холокоста

Образовательное событие можно построить во временной перспективе, то есть выделить три этапа развития истории.

1. Жизнь накануне Холокоста ничем не отличается от привычной жизни людей. В ней есть место простому человеческому счастью и горю, семейным заботам и мечтам. У детей проходит обычное детство с игрушками, забавами и конфликтами. Но все меняется после 1933 года.

2. С приходом к власти нацистов в Германии начинается притеснение евреев по национальному признаку. Сначала их ограничивают в правах: заниматься определенной профессиональной деятельностью, учиться, ходить в парки и по улицам, торговать и т.п. Затем их сгоняют в гетто – специальные кварталы. Часто на переселение дается меньше суток, поэтому люди успевают взять с собой самое необходимое. В 1942 году принимается решение об уничтожении евреев в лагерях смерти. Этот период жизни наполнен тревогами, страхами, расставанием, отчаянием, выживанием.

3. Мир меняется после спасения и освобождения. Людям надо научиться жить в мире, но с памятью о трагическом прошлом. Им необходимо «сказать жизни да!», когда они были на границе между жизнью и смерти. Вопросы в этом ключе позволяют ребятам задуматься о поддержке близких людей, переживших любую трагедию.

Данный подход лег в основу пособия «Три куклы», в котором через историю игрушек рассказывается история людей, переживших Холокост. https://www.yadvashem.org/ru/education/educational-materials/lesson-plans/three-dolls.html

 

Память о Холокосте

Тема памяти актуальна для нынешних поколений, так как именно она отражает наше отношение к прошлому.

Формы памяти – это своеобразные тексты культуры. Текст культуры - это относительно целостное и законченное высказывание, исторически и культурно обусловленное, с определенной целью коммуникативно направленное на себя, своих современников, в будущее (если автор не надеется быть услышанным – понятым здесь и сейчас).

Тексты культуры – «это окно, через которое мы можем заглянуть в мышление людей прошлого» (Джон Никол). Именно заглянуть и, сообразно своим намерениям и возможностям, услышать, проникнуться, задуматься, домыслить, оценить, понять …


Фильмы о Холокосте

Особым потенциалом обладает кинематограф. Как документальное, так и художественное кино позволяет раскрыть проблему Холокоста. Тем более, что подростки привыкли к визуальному восприятию информации, поэтому использование видео на занятиях становится актуальным.

Фильмография Холокоста сегодня насчитывает сотни разных произведений. Они находятся в открытом доступе в сети интернет. Важно отобрать такие материалы, которые позволят точно и эмоционально предать трагедию.

Сегодня собран огромный архив видеовоспоминаний: «Фонд Шоа» Стивена Спилберга, материалы «Яд Вашем» позволяют услышать рассказы переживших трагедию. Борис Мафцир снял восемь основательных документальных фильмов, в которых затрагиваются различные аспекты истории Холоктоста. На уроках не всегда находится время для просмотра фильма целиком, но отдельные фрагменты могут стать предметом обсуждения. Кроме того, мы можем говорить и о том, что часть художественных фильмов, которые основаны на реальных событиях, — например, «Список Шиндлера» (С. Спилберг, 1993), «Пианист» (Р. Полански, 2002), «Храброе сердце Ирэны Сендлер» (Д. К. Харритон, 2009), «Жена смотрителя зоопарка» (Н. Каро, 2017) и т.д. — тоже являются такими историческими свидетельствами. Однако здесь нужно говорить о достоверности этих текстов культуры: художественная обработка подчас накладывает свой отпечаток на восприятие и оценку фильма, в результате чего появляется общественная реакция. Именно дискуссии вокруг фильмов не только подогревают интерес к ним, но и становятся отправной точкой для общения с подростками

Особую ценность представляет фильм «Туфельки» первая часть киноальманаха «Свидетели», которая помогает рассмотреть историю Холокоста в разных аспектах: критический, ценностный и творческий. Первый аспект предполагает исследование фильма во всем его многообразии, в том числе проверку достоверности и надежность источника. Учащиеся не только осуществляют поиск ответов, но и сами учатся задавать вопросы. Вопрошание начинается с оценки замысла создателей или деталей художественной реальности, постепенно размышления приводят к пониманию того, какое влияние оказывает кино на зрителя, после чего открывается новая сторона — ценностная. Этот аспект занятий помогает понять себя и свои жизненные ориентиры. Кино само приобретает ценность, потому что фильм выступает точкой соприкосновения идей, культур и эпох. Разворачивание диалога между зрителем и создателями фильма приводит к открытию и утверждению новых смыслов, которые могут реализоваться в творчестве. Создание новых текстов культуры молодыми людьми часто становится отправной точкой для развития исторической памяти.

С формами работы можно познакомиться в видео межрегиональных семинаров:

https://disk.yandex.ru/d/iiVcUWWYkk61Fg

https://clck.ru/akgBU

 

Холокост в кинематографе можно представить через треугольник «палач-жертва-наблюдатель». Палач предстает жестоким, безжалостным, бессердечным. Многие нацисты по фильмам совершали злодеяния сами того не понимая. Они считали, что их поступки идут во благо Третьего Рейха. Жертва в фильмах – это еврейский народ, который уничтожался нацистской машиной. Вместе с тем, мы можем рассматривать как жертву и обычных немцев, которые не осознавали всей тяжести трагедии, происходящей вокруг них. Им навязывались эти ценности и идеи, вследствие чего они становились заложниками фашистского режима. Сегодня этот народ чувствует свою вину и приносит извинения перед еврейским народом за то, что они позволили случиться Катастрофе.

Сторонние наблюдатели занимают разную позицию, что также прослеживается в фильмах. Помощь неравнодушных и озлобленность ненавистников на экране демонстрирует как уровень толерантности общества, так и распространенные стереотипы, в первую очередь антисемитизм.

Очевидно, что кино помогает нам понять сложность и противоречивость этой страницы истории. А главное, оно сохраняет в исторической памяти образы трагедии и передает ценности новым поколениям. В завершении хочется процитировать слова философа Иегуды Бауэра «Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».


Визуальная история Холокоста

В качестве иллюстративного ряда могут быть использованы:

- документальный фильм 1945 года «Освенцим»,

альбом «Аушвиц» (рекомендации по использованию педагогами составлены мемориалом Яд Вашем);

электронная версия брошюры «Аушвиц-Биркенау. История и современность» (подготовлена Музеем «Аушвиц-Биркенау»).


Выставка «Холокост: уничтожение, сопротивление, спасение»

Своеобразным учебным пособием является передвижная историко-документальная выставка «Холокост: уничтожение, сопротивление, спасение». На выставке представлены уникальные документы, рисунки и фотографии из 25 российских и зарубежных архивов. Большинство из них экспонируется в нашей стране впервые. Выставка была переведена на восемь языков, представлена в штаб-квартирах ООН и других международных организаций, парламентах ряда государств, музеях и университетах на четырёх континентах.

Оригинал состоит из 18 стендов-роллаппов (высота 2 м, ширина 1 м). Для экспонирования требуется площадь от 30 кв. м. Для организации выставки в ваших образовательных учреждениях стоит связаться с сотрудниками НПЦ Холокост: https://holocf.ru/exhibition/

Доступна выставка и для просмотра на компьютере. Для предварительного ознакомления с содержанием выставки доступна версия выставки для просмотра на компьютере (файл PDF). 

Подготовлен также печатный буклет выставки, ознакомительная версия которого доступна для скачивания (файл PDF).

Вместе с тем, подготовлен сайт с материалами этой выставки, который доступен всем педагогам и интересующимся.

Сайт выставки — интернет-платформа с дополнительными материалами: ссылка

Педагогам важен подход к организации материала. Подход заключается в освещении трех аспектов проблемы трагедии:

Уничтожение – проведение нацистами политики в отношении евреев от ограничения в правах до окончательного решения еврейского вопроса в лагерях смерти.

Сопротивление – сопротивление евреев нацистской политике. Здесь рассматривается не только восстания, но и примеры духовного сопротивления.

Спасение – истории спасения людей. Это животрепещущие истории как жертв, так и их спасателей. Мемориальным центром Яд-Вашем присваивается звание «Праведник народов мира» людям, спасших евреев в годы Холокоста, несмотря на угрозу собственной жизни. Отдельной страницей спасения стала история освобождения солдатами Красной Армии концлагерей и лагерей смерти. в январе 1945 году освободили Аушвиц.  

Поэтапное изучение материалов приведет от понимания трагичности эпохи к утверждению гуманистических ценностей

Три стороны показывают

Проект «Освободители Аушвица» https://osvoboditeli.com/

Инициатива Научно-просветительного центра «Холокост», педагогов и учащихся. Его цель - сохранение памяти о конкретных судьбах героев и жертв Великой Отечественной и Второй мировой войн, об освободителях и освобождённых. Но помнить – это не только знать о событиях и людях, судьбы которых кардинально изменились или оборвались. Это еще и изучение опыта, пусть и трагического, осознание феномена нацизма и его последствий, выбор будущего пути развития.

В освобождении и спасении узников Аушвица участвовало около 25 000 бойцов и командиров Красной Армии, медиков и военных журналистов, в том числе и уроженцев Владимирской области.

Авторы предлагают провести поиск информации о тех, кто принимал участие в освобождении лагеря смерти. Это можно сделать с помощью баз данных Память народа, ОБД Мемориал. Методические материалы рассказывают о поэтапной работе.

Отдельного внимания заслуживают судьбы медиков, которым выпала доля возвращения к нормальной жизни узников лагеря. Эта информация будет интересна учащимся профильных медицинских классов. Кроме того роман Бориса Полевого «Доктор Вера» основан на реальной истории Лидии Петровны Тихомировой.

Для журналистов открытием будут истории репортеров, которые оказались в Аушвице в январе 1945 года и рассказали миру о преступлениях нацизма.

Дополнительные материалы можно найти на сайте НПЦ Холокост

https://holocf.ru/


[1] Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как провести тематический урок по Календарю образовательных событий // Преподавание истории в школе. 2019. № 10. С. 7 – 10.



Читать полностью

Круглый стол для педагогов-психологов образовательных организаций области «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, склонных к девиантному поведению»

Круглый стол для педагогов-психологов образовательных организаций области «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, склонных к девиантному поведению», запланированный на 22 декабря 2021 года будет проводится в ОЧНОМ ФОРМАТЕ.
Место проведения: Владимирский институт развития образования имени Л.И. Новиковой (главный корпус) по адресу г. Владимир, проспект Ленина, д.8а. Актовый зал, 2 этаж.
Начало мероприятия в 10:00.

Читать полностью