15 апреля 2021 года на базе детского технопарка «Кванториум-33» состоялся финальный этап областного конкурса на знание русского языка среди школьников Владимирской области «Грамотеи.ру» в 2020-2021 учебном году. Cквозной темой игры на протяжении всего года было творчество владимирского писателя Владимира Алексеевича Солоухина.
Финалистами конкурса стали школьники из Коврова, Гусь-Хрустального, поселка Курлово Гусь-Хрустального района, Мурома, Киржача, Кольчугино. Это следующие команды:
- «Опечатки» (МБОУ СОШ № 7 им. Н.К. Крупской г. Кольчугино);
- «Лингвотуристы» (МБОУ СОШ № 2 с углубленным изучением отдельных предметов имени кавалера ордена Красной Звезды А.А. Кузора г. Гусь-Хрустальный);
- «Лингводетки» (МБОУ СОШ № 3 окр. Муром);
- «УНИКУМ» (МБОУ СОШ № 17 им. М.В.Серегина, г. Киржач);
- «ПУЛЯ» (МБОУ СОШ № 23 им. Героя Советского Союза Дмитрия Федоровича Устинова, г. Ковров);
- «Любознайки.ря» (МБОУ Курловская средняя общеобразовательная школа, пос. Курлово).
В состав жюри вошли следующие эксперты:
- председатель жюри –Марина Васильевна Пименова, заведующий кафедрой русского языка педагогического института ВлГУ, доктор филологических наук, профессор;
- Марина Владимировна Артамонова, директор педагогического института ВлГУ, кандидат филологических наук, доцент;
- Игорь Петрович Мальгин, начальник отдела общего образования
департамента образования Владимирской области;
- Елена Викторовна Штуль, методист кабинета русского языка и литературы кафедры гуманитарного образования Владимирского института развития образования имени Л.И. Новиковой, почетный работник общего образования.
Аудитория в зале тоже принимала участие в игре. На игру пригласили 7 команд из числа полуфиналистов (35 детей). Для них была предусмотрена специальная викторина на звание «Грамотей 2021» с определением и награждением победителя.
Финальный тур состоял из шести раундов, в некоторых игрокам разрешалось пользоваться интернетом для поиска ответов на вопросы. Раунды были следующие: викторина «Владимирские проселки: вчера и сегодня»; задание отыскать в тексте абзацы, не принадлежащие перу В.А. Солоухина; поиск и объяснение фразеологизмов; диктант; разработка туристического буклета города; чья табличка оказалась у команды на столе (после каждого раунда команды перемещались за следующий стол). В одном из туров вспомнить прозаические произведения нашего земляка помогал команде учитель. Пока ребята соревновались, их наставники болели за них и поддерживали как могли.
«Дети готовились долго, тщательно, мы постоянно собирались. Им было интересно. Задания были трудные, нужно было много изучить дополнительных материалов. Все в равной степени принимали участие. Мы впервые с командой принимаем участие. Конкурс сложный, но интересный, задания на высшем уровне, актуальные. Мы познакомились с новыми сервисами, с Kahoot, которые можно потом использовать на наших уроках с использованием мобильного класса. От конкурса очень хорошие впечатления. Дети были очень рады, что вышли в финал», - поделилась руководитель команды «Лингводетки», учитель русского языка и литературы СОШ № 3 города Муром Лилия Воронцова. В их сборной команде были ученики 7-8 классов.
По итогам игры-викторины в зале победителем, получившим диплом и звание «Грамотей 2021», стала Алена Спиридонова из Меленковского района (из команды «Любители русской словесности»).
По итогам шести раундов победителем были признаны учащиеся 8 класса МБОУ СОШ № 7 им. Н.К. Крупской г. Кольчугино – их команда «Опечатки» вышла в лидеры.
По словам наставника, учителя русского языка и литературы и классного руководителя Светланы Кирилловой, для ребят эта игра оказалась марафоном, потому что готовиться приходилось между уроками.
«Задания давались между учебой, задания уже требовали знания языка, дети устали, они еще и учились при этом. Удивительно, как они втянулись. Мне кажется, нам будет этого не хватать. Я очень рада успеху ребят!», - рассказала педагог.
«Очень рады, что победили не только в полуфинале, но и в финале», - делились юные кольчугинцы.
Председатель жюри Марина Васильевна Пименова отметила высокий уровень подготовки участников, а также качество творческих работ детей, прочувствовавших художественный стиль В.С. Солоухина и писавших свои работы на предшествующих этапах игры в авторской манере.
По ее словам, выбор сквозной темы игры объективно обусловил выбор темы одного из туров, а именно творческого описания своего или чужого города. И ребята, по словам председателя жюри, подошли к этому профессионально.
«Они это делали и на предварительных этапах, тогда каждый рассказывал про свой город. Они предлагали герб своего города или поселка и там были ситуации, когда у города или поселка вообще не было своего герба, а они выступили первопроходцами, причём дали геральдическое описание герба и его изображение», - рассказала Марина Васильевна.
По словам Марины Пименовой, творческие работы участников конкурса планируется издать в виде отдельного сборника.